Предположим, Вы имеете полный список адресов рестораций, закрытых клубов, прокуренных богемных полуподвалов и горсть приглашений на многолюдные приемы и вечеринки, где собираются интересующие вас люди – гуру и просто успешные представители нужного вам профессионального сообщества. Заняв столик в углу, вы садитесь, небрежно смахнув пылинки со столешницы, нога на ногу и – начинаете ждать, что произойдет. Скорее всего, решительно ничего – никто не обратит на неизвестную персону ни малейшего внимания. Разве что попросят лишний стул.
 
Поэтому прежде чем отправляться ловить удачу на тусовке в режиме «реального времени», стоит продумать ваши действия и способы проявления инициативы.
Найти своего Вергилия
Существует ряд не тривиальных подходов, на которые решится далеко не всякий. Например, завидев знаменитость за соседним столиком, прислать ему с официантом бокал чего-нибудь изысканного с запиской вроде «от восторженных почитателей». Так, по рассказам очевидцев, поступила одна пиарщица, заприметившая в одном из столичных ресторанов бизнес-гуру от маркетинга и автора бестселлеров Игоря Манна и приславшая ему бокал Бокарди. Хоть впоследствии выяснилось, что Игорь Манн спиртного совсем не пьет, коммуникация состоялась. Как и всякий нормальный человек, Манн был польщен вниманием и захотел обменяться парой слов с «восторженным почитателем», тем более им оказалась прекрасная дама. Минус такого трюка в том, что он не пройдет со знаменитостью всенародного масштаба, уставшей от поклонников, и просто не человеком, не обремененным хорошим воспитанием, может не так понять.
 
Традиционный способ «вписки» требует участия проводника, то есть человека, который введет в курс дела и рекомендует окружающим. Этот путь самый верный, даже Данте не сориентировался бы в кругах Ада, не будь с ним рядом Вергилия. В идеале проводником может стать человек, имеющий позитивную репутацию и вес в тусовке. За исключением случаев явной половой конкуренции. К примеру, роль проводника привлекательной особы, играет мужчина, в котором заинтересованы влиятельные в данном сообществе дамы.
 
В связи с этим вспоминается случай, когда нынешний главный редактор русского «Cosmo» г-жа Лепкова в качестве журналистского эксперимента пыталась «вписаться» в круги поп-богемы, прикинувшись новой пассией Максима Галкина. И хотя абсолютно никаких чувств молодые люди по отношению друг к другу не испытывали и не проявляли, всем известная примадонна и практически все из ее окружения отнеслась к девушке довольно прохладно. Речи о продолжении знакомства идти не могло.
 
В принципе, проводником может стать кто угодно. Просто общительный индивид, в числе знакомцев которого есть представители самых разных профессиональных сообществ и социальных слоев – если в вашем окружении такой имеется (а такой человек, как правило, есть у всех), задайте ему или ей прямой вопрос на предмет интересующих контактов и «вписок». Люди типа «коммуникатор» обожают знакомить, давать советы и вообще покровительствовать. Правда, в случае провала в его тусовке, второй раз не стоит обращаться, коммуникаторы очень разочаровываются, когда «их проекты» терпят фиаско.
 
Менее удачным, но все же, каким-никаким проводником может стать вторая половина какого-нибудь дяденьки-босса. Дама, например, из дружеских чувств может как-нибудь пригласить в свою компанию, к примеру на свой ДР, но в этом случае, нужно вести себя очень осмотрительно. Такая тусовка весьма настороженно относится к «чужакам», и негативно к тем, кто пытается выдать себя за VIP-персону, таковым не являясь.
Быть в «теме»
Вписываясь в новую тусовку, важно хотя бы приблизительно знать обстановку и быть в теме. Кто в теннис играет, а кто ныряет с аквалангом, представлять, кто, чем известен в узких кругах, и не нарушать заведенную у них субординацию, иначе очень легко попасть впросак, — считает Денис Новиков, практикующий психолог, консультант Московского Гештальт-Института. — Если речь идет о неформальном собрании и люди пришли для того, чтобы отдохнуть, превращать общение в деловое не следует. Адекватным предметом обсуждения станут «темы выходного дня»: охота, рыбалка, боулинг, совместные поездки на горнолыжные базы отдыха, последний бестселлер, новые коллекции модных домов. Важно не только вывести интересующего вас человека на разговор о его или ваших общих увлечениях, но проявить искренний, не формальный интерес к его персоне.
Что касается того, как себя вести, то лучший стиль здесь — игра по правилам.
Если в среде творческой богемы принято позиционировать себя ярко и даже эпатажно, то в компании менеджеров «белых воротничков» экспансивная манера поведения будет воспринята как невменяемость, нарушение этических норм, — говорит Денис Новиков.
Тоже касается извечного вопроса пить или не пить. Если «ваши» заказывают безалкогольный Мохито и сок сельдерея, ни один тренер по коучингу не посоветует выдуть у них на глазах пару добрых кружек пива.
Напротив, в умеренно выпивающей компании, индивид, скучающий со стаканчиком минеральной воды, воспринимается как зануда, не способный поддержать компанию.
К ошибкам начинающих тусовщиков психологи относят:
  • выпадение из контекста (реплики невпопад, вопросы, выдающие полную неосведомленность)
  • назойливую самопрезентацию. Если человек слишком много говорит о себе, своих успехах и достижениях, ему либо не верят, либо начинают завидовать.
  • разговоры о проблемах, трудностях и прочие жалобы – основа эффективной коммуникации с бабушками в собесе. В бизнес-среде они не приняты
  • также для интересного яркого человека большой ошибкой будет надолго «пропасть», а потом объявиться. Его визави решат, что они ему были не интересны, а теперь зачем-то понадобились.
Вася Пупкин из компании «Рога и Копыта»
Если так случилось, что приглашение или просто возможность попасть на нужную «тусовку» у вас есть, но с проводником не заладилось, тогда можно взять инициативу в свои руки, но в этом случае необходимо соблюдать несколько правил.
 
Подходить, представляться и заводить разговор на деловых собраниях — конференциях или презентациях более чем уместно. Такие мероприятия для того и существуют. Плюс в том, что тему для разговора изобретать не надо – это сам предмет презентации.
 
Психологи уверяют, что вероятность успешности контакта вырастает в 10 раз, если, у вас есть рекомендации. То есть «Здравствуйте, я Вася Пупкин из компании «Рога и Копыта», мы с вами заочно знакомы через Петра Петровича» эффективнее, чем «я – Вася Пупкин, вы меня, наверное, не знаете, но у меня к вам дело». Разумеется, бренд компании работает и на ваш личный бренд. Если компания известная и с хорошей деловой репутацией.
 
Будь то «междусобойчик», светский раут или корпоративная вечеринка, психологи рекомендуют занимать активную позицию в общении. Активность — основа лидерства, но в незнакомой тусовке важно занимать именно активную, а не доминирующую позицию.
По мнению бизнес-тренера Юлии Вилковой из Центра подготовки персонала «Фактор-П», в такой ситуации следует придерживаться элементарного и проверенного на практике принципа: «чем больше людей, тем меньше риск все испортить».
 
Чем многочисленнее выбранная вами группа, тем больше шансов встретить человека, который отзовется (отреагирует) на вашу первую реплику и поможет начать разговор. Впрочем, если ваше появление окажется незамеченным и ваша реплика останется без ответа — не беда. У вас будет время присмотреться, прислушаться и, выбрав момент, вступить опять в общий разговор или незаметно ретироваться и повторить попытку в другой компании – считает Юлия Вилкова.
Тактика «втирания»
Бизнес-тренеры советуют использовать несколько ключевых методов. Один из них под условным названием «я — новенький» требует для начала осмотреться, выбрать среди присутствующих приятного вам человека, и попасть в его поле зрения. Коммуникация и даже многолетняя дружба иногда начинается с самых незначительных вещей:
Произведите какое-либо движение (действие) и, когда вас заметят, обратитесь к заранее намеченному вами гостю со словами: «Извините, Бога ради. Надеюсь, вы не будете против. Я здесь никого не знаю. Меня зовут… Не могли бы вы подсказать мне…» По реакции гостя сразу можно определить, с кем имеете дело и можно ли рассчитывать на беседу. Любой ответ, кроме «какое вам дело?», годится для того, чтобы разговор завязался, — советуют психологи.
 
Тактика «Чистосердечного признания» срабатывает потому, что практически всем знакомо ощущение неловкости и растерянности в незнакомой компании. Признание дает чувство превосходства человеку, к которому обратились. Ведь ему предоставляется роль покровителя, а это — приятная роль. Минус приема в том, что его можно применять не чаще двух раз за один вечер, иначе можно лишиться доверия присутствующих. К тому же, необходимо учитывать уровень вечеринки и социальный статус потенциального визави. Например, вряд ли стоит таким образом «подъезжать» к высокопоставленной персоне. Скорее всего, это вызовет только легкое недоумение — а кто вы, собственно, такой и что делаете в компании «солидных людей»? А может, вам здесь и не место вовсе? В таких случаях рекомендуют применять другой метод.
 
Метод «я — свой» подобен тактике «втирания». Тусовщик-одиночка как можно незаметнее пристраивается к выбранному кружку гостей, чтобы никто не понял, что это «новенький». Здесь важно наладить визуальный контакт с лидером группы или тем человеком, кто в данный момент говорит. Замечено, что рассказывающий что-либо нескольким слушателям всегда больше смотрит на того, кто ему периодически кивает. Это вполне объяснимо — ведь именно от него он получает психологическую поддержку. Психологи знают, что при разговоре с приблизительно равными по статусу лицами говорящий обычно обращается чаще к тому члену группы, кто кивает. При этом возникает интересный эффект: у остальных создается впечатление, что именно он — самый значимый среди них. При достаточном внимании к ведущему разговор, можно легко уловить удачный момент и спокойно включиться в беседу. Главное — говорить спокойно, решительно и непринужденно. Напряженный голос и скованная поза сведут вероятность успеха к нулю, ибо соответствующее состояние мгновенно передастся окружающим и вызовет всеобщее чувство неловкости.
Заполучив необходимый контакт или группу контактов на неформальном мероприятии, к деловому общению следует переходить на следующей фазе коммуникации.
Контакт необходимо «пасти», — советует Денис Новиков, — обращаться к нему за рекомендациями, поздравлять с праздниками, а лишь потом предлагать совместные проекты. Искренняя доброжелательность и интерес, но без тени назойливости – вот и весь секрет успешного общения.
 
В окончание темы приведу слова древнекитайского мудреца Лао-Цзы, который сформулировал похожие «правила эффективного поведения» две тысячи лет назад:
Кто поднялся на цыпочки, не сможет долго стоять. Кто делает большие шаги, не сможет долго идти. Кто сам себя выставляет на свет, тот не блестит. Кто сам себя восхваляет, тот не добудет славы. Кто нападает, не достигнет успеха. Кто сам себя возвышает, не сможет стать старшим среди других. Все это называется тщеславным желанием и бесполезным поведением. Таких ненавидят и презирают все живые существа. Поэтому человек, обладающий мудростью, не делает этого.
 
www.cujournal.ru 

1 КОММЕНТАРИЙ

Comments are closed.