Природа руководителя двойственна. Это происходит от того, в каком контексте мы видим, обсуждаем и оцениваем его достоинства: «привлекательный человек» или «привлекательный работник». Процентное соотношение этих качеств меняется в зависимости от ранга администратора.

Вы по опыту знаете, что в представлениях людей есть качества-нормы, прообразы-шаблоны идеального начальника. Если подчиненный не имеет повседневного контакта по работе с руководителем, то оценивает его как бы с парадной стороны. Здесь, как шарм, может звучать любой, только не демонстративный штрих, осторожно нарушающий распространенные представления. Если привычно рисуется образ «большого начальника», «босса», как человека солидного, представительного, отстраненного, чопорного, то его стройность или неожиданная живость в движениях будут восприниматься рядовыми работниками как черты особой привлекательности. Внимательный взгляд и приветливая улыбка, обращенные к своему примелькавшемуся малознакомому подчиненному, любая человеческая подробность, любой намек на личностное общение будут давать иллюзию, что только ему приоткрылись душа и сердце руководителя. Это заблуждение отразится в его восприятии как шарм. Не забывайте и вы об этом, даже если достигли высокого положения.

А если вы пока руководитель маленький, то вам важно помнить, что взаимосвязь начальник — работник более тесная. Соотношение «привлекательный работник» — «привлекательный человек» резко меняется в противоположную сторону. Если в первом случае для нас человеческие качества были важны лишь как изюминка образа, то в индивидуальных отношениях важны именно те качества, которыми хотели бы отличаться мы сами, будучи подчиненными, заслуживая тем самым любовь или ненависть, уважение или пренебрежение. Если у вас отдельный кабинет, то, например, лучше приходить на работу раньше подчиненных, а минут через пятнадцать после начала рабочего дня выйти и со всеми поздороваться. Иначе вам весь день придется держать в голове память о том, с кем вы поздоровались, а с кем — нет, чтобы не обидеть невниманием.

При постоянном близком контакте становится существенен не внешний, а внутренний шарм: необходимо найти подход к каждому подчиненному, заставить работать весь коллектив, оставаясь при этом «своим парнем». Шарм такого руководителя в том, что ему и подчиняются, и доверяют.

Денис Зверев