Во времена наших бабушек и дедушек, да и родителей, пожалуй, тоже, работу старались не менять. Трудовая книжка с множеством записей вызывала удивление и неодобрение. В наше с Вами время условия рынка диктуют определенную динамику, благодаря которой возникает необходимость смены работы. Переход на новое место так или иначе связан с определенным стрессом, и в том случае, если вас долго и целеустремленно переманивали, и если вы сами стучались в окна и двери работодателей.

Определенным образом вливание в новый коллектив и адаптация в нем напоминает поступление ученика в новую школу, которая может стать райским островком, где царит легкая, непринужденная атмосфера или же террариумом, в котором все так и норовят подставить. Все зависит от того, как выстроятся отношения в коллективе. А поскольку на работе мы проводим довольно много времени, с важностью хороших отношений с коллегами и руководством не поспорить. Конечно, многое зависит от тех, кто окружает вас на новом месте, на них можно влиять только косвенно. Поэтому речь пойдет о том, что можете сделать лично вы.

Подумайте, как вы реагировали на новых сотрудников на прежнем месте работы, что вам нравилось или не нравилось в их поведении, что вызывало раздражение, благодаря чему они завоевывали ваше доброе отношение. Постарайтесь не повторить их ошибок и возьмите в пример успехи.

В любых отношениях, включая рабочие, огромное значение имеет первое впечатление. Оно глубоко проникает в сознание и изменить его непросто. Позаботьтесь о том, чтобы произвести благоприятное первое впечатление на новых коллег: продумайте свой внешний вид, придите на работу слегка заранее, улыбнитесь. Ведите себя так, что бы с вами было легко. 

Будьте доброжелательны, пусть ваши новые сотрудники увидят, что вы присоединяетесь к их команде с удовольствием.

Даже если в компании отсутствуют правила дресс-кода, придерживайтесь делового стиля в одежде, по крайней мере до того момента, пока четко не поймете политику компании относительно стиля одежды сотрудников. Одевайтесь так, как вам хотелось бы чтобы вас воспринимали.

Создайте у себя на рабочем месте приятную атмосферу (фотографии, собственная чашка, любимые канцелярские принадлежности — именно те маленькие приятности, которые помогают быстрее почувствовать себя комфортно на новом месте).

Организованность на рабочем месте и в делах поможет вам создать благоприятное отношение к себе. 

Будьте внимательны: постарайтесь запомнить имена сотрудников, делайте записи ценной для вас информации: кто отвечает за корреспонденцию, замену тонера, как сотрудники обращаются друг к другу. Присмотритесь к тому, что происходит вокруг. Как общаются между собой коллеги, является ли руководитель начальством или же играющим тренером, ходят ли коллеги вместе обедать, кто за что отвечает. Результаты наблюдений будут очень полезными, вы избежите неловких ситуаций и избавите себя от необходимости узнавать информацию заново.

Задавайте вопросы и просите о помощи. Конечно, не стоит бегать по каждому мало-мальски важному поводу к руководителю, но изобретать велосипед нужды тоже нет. Спрашивайте, слушайте ответ, используйте вопросы как возможность общения с новыми коллегами. Не рискуйте, выполняя первые задачи, никто не ожидает от вас знания всех процессов в компании. Лучше переспросить, чем потом в смятении искать ответ на вопрос «Почему же я не спросил?».


Проявите инициативу.
Обычно в первые дни на новом рабочем месте вам будут поручать немного заданий, дабы подготовить вас к работе, включить в процесс. Даже если вам очень хочется приступить к более серьезным заданиям и вы знаете, что готовы к ним, не стоит бежать впереди паровоза. Но и сидеть молча, рассматривая лица вокруг, — тоже не лучший вариант поведения. Поэтому, как только справитесь с порученными заданиями, поинтересуйтесь у руководителя, есть ли еще что-то для вас, если же нет – спросите у коллег, чем вы можете им помочь. Они оценят вашу доброту и участие. Если же оиски занятия не увенчаются успехом, прочитайте инструкции и вводные книжки, которые вам предоставили для ознакомления. Несмотря на кажущуюся скучность, они могут снабдить вас полезной информацией о компании и о ее правилах.

Будьте пунктуальны утром и не считайте минуты до завершения рабочего дня.  Это не значит, что вам нужно приходить на работу за час до ее начала и сидеть в офисе заполночь, но способность прийти в офис на десять минут раньше и уйти домой десятью минутами позже официально назначенного времени поможет вам создать имидж пунктуального и ответственного человека.

Избегайте сплетен. Как каждое место, в котором общается определенное количество людей, офис полон сплетен. Вашей задачей будет держать свой любопытный носик подальше от них. Не повторяйте того, что случайно услышали или узнали, постарайтесь избегать групповых обсуждений, даже если вы молчали, доказать потом это будет сложно. Конечно, со временем вы присоединитесь к самой древней, интересной рабочей игре в сплетни, но первые месяцы держитесь от нее подальше. 

Присоединяйтесь к послерабочим встречам с коллегами, если вас приглашают. Если же нет, потерпите хотя бы неделю до того, как прийти туда самой. Придерживайтесь линии наблюдателя, больше слушайте, чем говорите. Ведь в неофисной обстановке гораздо легче наладить отношения с коллегами, укрепить контакт, когда люди расслабляются и ведут себя естественно. Тем не менее, расслабляться самой лучше в кругу друзей. Одну из моих бывших сотрудниц просто перестали приглашать на различные послерабочие мероприятия после того, как она, выпив несколько напитков, пела и громко хохотала над собственными неуместными шутками.

Высказывайте благодарность коллегам, которые помогли вам. Но не подхалимничайте! Мы все склонны к тому, чтобы выделять руководителя. Это естественно. Однако нет ничего более раздражающего, чем человек, который откровенно подлизывается. Одна из моих ассистенток, в едва приступив к работе, отыскала меня в «одноклассниках» и постоянно оставляла хвалебные комментарии к моим фотографиям, далеко не всегда уместные и в огромных количествах, чем приводила меня в бешенство.


Открыто общайтесь
с коллегами и руководством по поводу рабочих вопросов. Окружающие вас люди не умеют читать мысли, а недостаток общения часто перерастает в непонимание. Делитесь своими идеями, сложностями и достижениями. 

И последнее, про «одноклассники». Даже если работа в интернете является частью вашей деятельности, не стоит начинать свои первые рабочие дни с проверки личной почты и ящиков социальных служб. И пожалуйста, не пишите в статусах ничего, что не должно попасть на глаза вашему руководителю. Об увольнениях, связанных с злоупотреблением интернетом, а также за публикацию лишнего в просторах всемирной сети написано написано много, не стоит повторять ошибки других, чтобы ваша головокружительная карьера в компании не закончилась, так и не успев начатся.

Быть новичком — одновременно испытание и приключение. Перед вами открывается огромное количество новых возможностей. Приведенные выше советы помогут вам привыкнуть к новой обстановке и создать хорошее первое впечатление. Но даже если с первого раза не все получилось идеально, не отчаивайтесь, выполняйте свою работу качественно, будьте доброжелательны и естественны, и отношения с коллегами и руководством обязательно сложатся хорошо.

Елена Антонюк,
©пециально для проекта ПСИХОЛОГ   

16 КОММЕНТАРИИ

  1. Отличная статья. Думаю каждому, кто нашел работу и побыстрее хочет влится в колектив и чувствывать себя в нем комфортно и уверенно, обязательно следует ознакомится с даной полезной информацией. 🙂

  2. Спасибо за статью, думаю, с проблемой адаптации в новом коллективе хотя бы раз сталкивалось едва ли не все сознательное население планеты. Потому тема всегда актуальна. Советы по практичные и по делу.

  3. Цілком погоджуюсь з думкою автора. Думаю стаття допоможе багатьом читачам почуватися на новому місці як риба в воді.

  4. Эта методика частично проверена на собственом опыте — полностью ргласна с автором.

  5. Елена, спасибо большое за статью! Очень познавательно и просто! Думаю,вы открыли глаза многим не только на их собственые ошибки, но и на возможность правильной тактики в будущем!

  6. Цілком погоджуюсь з думкою автора. Думаю стаття допоможе багатьом читачам почуватися на новому місці як риба в воді.

  7. Отличная статья. Думаю каждому, кто нашел работу и побыстрее хочет влится в колектив и чувствывать себя в нем комфортно и уверенно, обязательно следует ознакомится с даной полезной информацией. 🙂

  8. Елена, спасибо большое за статью! Очень познавательно и просто! Думаю,вы открыли глаза многим не только на их собственые ошибки, но и на возможность правильной тактики в будущем!

  9. Эта методика частично проверена на собственом опыте — полностью ргласна с автором.

  10. Спасибо за статью, думаю, с проблемой адаптации в новом коллективе хотя бы раз сталкивалось едва ли не все сознательное население планеты. Потому тема всегда актуальна. Советы по практичные и по делу.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here