Изо дня в день миллионы молодых родителей мучаются в поиске ответов на вопросы о воспитании детей. Но чаще всего в книгах, СМИ и статьях в Сети встречаются только общие правила и рекомендации. Приходится действовать вслепую, что не всегда приводит к лучшим результатам. Именно поэтому в данной статье воедино собраны опыт теоретиков-воспитателей и практиков-мамочек. Конкретно здесь мы рассмотрим один из аспектов воспитания из ребенка полноценной личности: мы будем учить ребенка собирать игрушки.

Для начала я предлагаю определиться с целями воздействия на малыша: зачем нам, сильным взрослым, заставлять свою кроху убирать за собой, если мы и сами в состоянии это сделать? Может быть, чтобы «от рук не отбился»? Или потому что Вовочка у тети Нади из пятого подъезда уже давно сам за собой убирает? Нет. И, если вы так думаете, то сейчас же гоните эти мысли прочь. Преследуя такие цели, вы рискуете не только загубить психику ребенка, но и стать его заклятым врагом. Истинная цель – в воспитании сильного, волевого и воспитанного человека. Воля – не врожденное качество, его нужно воспитать, вырастить. Почему сейчас, а не через пять лет? Потому что «семена» этих качеств нужно сажать в самом раннем возрасте, когда малыш еще только начинает знакомиться с миром. Потому что ребенка невозможно научить собирать игрушки (как и воспитать) за один день. Формирование данного навыка проходит, как правило, в несколько этапов:

  • Обучение с помощью личного примера.
  • Постепенное подключение к процессу ребенка.
  • Постепенное исключение себя (или кого-то из взрослых) из процесса.

Рассмотрим каждый этап более подробно.

  • Работу над введением навыка нужно начинать уже тогда, когда ребенок еще только учится понимать человеческую речь. Прежде всего, нужно приучить малыша засыпать и просыпаться в чистой комнате. И не лишним было бы вам самим собирать игрушки на его глазах. Со временем, безусловно, ему надоест смотреть, как мама складывает игрушки в ящик. Тогда начинаем вводить игру. Определяем специальную песню для уборки. Задаем правило (даже если ребенок еще не понимает его): когда песня закончится, все игрушки должны быть уже убраны. Когда малыш немного привыкнет к этому ритуалу, этот этап автоматически должен начать перетекать во второй.
  • Вашему чаду должен стать интересным процесс уборки игрушек настолько, чтобы он сам захотел принять в нем участие. Если вы сами убираете игрушки задорно и зазывно, то не сомневайтесь, что малыш будет подражать. Примерно к 1,5 годам ведущей деятельностью вашего малыша становится игра. Воспользуемся этим. Введем правило. Например: «Вот теперь на раз-два-три все игрушки убери!»
    Важно знать, что к 2-3 годам мы должны начать прививать ребенку мысль о бережном отношении к игрушкам. Нужно показать ему, что игрушки – его друзья. Они так же, как и он сам, должны ложиться спать. Каждая – на свое место.
  • Если вы чувствуете, что пора уже малышу одному справляться со своей обязанностью, можно предложить ему соревнование: «Кто быстрее: ты соберешь игрушки или я помою посуду?». Но при этом давайте ему понять, что, если ему будет тяжело, вы всегда готовы прийти на помощь. И определите сами для себя, что уборка игрушек – это обязанность ребенка, а вы ему только временно помогаете.

Идеальных родителей не бывает, как и идеальных детей. Но, я уверена, что, обучая детей новому, мы постепенно формируем волевую и гармоничную личность.

Яна Кендыш

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here