Рисунок — едва ли не первое проявление, по которому можно определить психологическое состояние ребенка. Очень часто родители просто не обращают внимания на калякули-малякули и это дает ребенку свободу рассказать о том, что с ним происходит на самом деле. Даже, если вы считаете себя самыми лучшими родителями на свете, а свою семью образцово-показательной, присмотритесь к рисункам своего крохи.

Рисунок — едва ли не первое проявление, по которому можно определить психологическое состояние ребенка. Очень часто родители просто не обращают внимания на калякули-малякули и это дает ребенку свободу рассказать о том, что с ним происходит на самом деле. Даже, если вы считаете себя самыми лучшими родителями на свете, а свою семью образцово-показательной, присмотритесь к рисункам своего крохи.

Графическое изображение уверенности и неуверенности

Неуверенные, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые застенчиво занимают только маленькую часть листа.

Напротив, уверенные, хорошо приспособленные дети рисуют свободно с забавной развязностью, создавая фигуру, выражающую своим размером, размахом и броским расположением на странице свободу от сдерживающей тревожности.

Пропуск верхних конечностей

Отсутствие рук в рисунках детей старше 6 лет может быть показателем застенчивости, пассивности или задержки интеллектуального развития. Пропуск рук в рисунках становится отклонением к 10 годам, когда уже более 90% детей изображают на рисунках руки.

Вэйн и Эйсен считают отсутствие рук на рисунке одним из 4 показателей, которые выявляют с большой долей вероятности неприспособленных детей в возрасте между 5 годами 3 месяцами и 6 годами 5 месяцами. Другие три показателя — отсутствие тела, отсутствие рта и нелепый, причудливый рисунок. Спрятанные руки интерпретируются как выражение чувства вины.

Выделение рук и пальцев

Преувеличенный размер рук интерпретируется как склонность к агрессии, если это «автопортрет». Если изображены родители или няня, то акцент на руках может означать ожидаемую или реальную агрессию.

Маленькие, неустойчивые ноги

Неуверенные дети часто изображают неустойчивые фигуры, шаткие, с крошечными ногами, не дающими эффективной поддержки. Дети бессознательно и символично выражают нестабильность личности, отсутствие крепкого основания. Недостаток базового чувства защищенности приводит к нарушению развития личности; постоянное чувство тревоги к тому же препятствует развитию эмоциональной зрелости и достижению психического здоровья.

Джон Дилео «Детский рисунок. Диагностика и интерпретация»