Малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут — картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет лица. Он вооружен до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то обидел его? Вот малыш в кроватке — прилег отдохнуть. Он устал? А может быть, болен?

Малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут — картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет лица. Он вооружен до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то обидел его? Вот малыш в кроватке — прилег отдохнуть. Он устал? А может быть, болен?

Вглядевшись внимательнее в любой детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.

Особенности возраста

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. До трех лет — это только черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. К четырем годам у картинок появляется замысел. Маленького художника «вдохновляет» главным образом человек — мама, папа, сам малыш. Люди на рисунках чаще всего выглядят как «головоноги»: существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками.

Анализировать рисунок можно начинать с 4-5 лет. Человечек на рисунке уже состоит из двух овалов с ручками и ножками — палочками. Появляется интерес к различным занятиям, предметам, окружению главного героя. К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Это указывает на гармоничное развитие ребенка.

Структура рисунка

Предложите ребенку нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги — обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи.

Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Чтобы точнее определить это, для описания рисунка используйте понятия: «светлый» — «темный», «яркий» — «тусклый», «спокойный» — «тревожный», «агрессивный» — «доброжелательный», «богатый» — «бедный» и так далее. Например, грустный — на котором члены семьи разобщены, находятся в разных частях листа, лица у них безрадостны или вовсе отсутствуют. Агрессивный — с угрожающей мимикой, позами, возможно, с оружием.

Если самим вам сложновато, то можно найти таких же заинтересованных родителей и обменяться с ними творениями малышей. А затем поделиться друг с другом ощущениями от рисунков в качестве «независимых экспертов». Все слова, которыми можно описать рисунок, имеют отношение к тому, как сейчас чувствует себя ребенок.

Если негативных оценок слишком много, то это может говорить о психологическом неблагополучии ребенка. Однако не стоит делать поспешных выводов по одному-единственному рисунку. Возможно, ребенок просто обижен.

Совпадает ли количество членов семьи на бумаге реальному? Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании ребенка член семьи. Себя дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о негативе, отмечает журнал «Мама и малыш».

Не забывайте, однако, что дети живут сиюминутными переживаниями. К примеру, малыш не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». А младшей сестренки на рисунке нет, потому что она «спит в другой комнате». Ребенок не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ему столько же внимания, как прежде. Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания взрослых, а лучше — игр в компании таких же малышей.

Важные детали

  • Члены семьи объединены каким-то общим делом — знак хорошей «погоды в доме».
  • Ребенок нарисовал себя отдельно от остальных — «сигнал» о своей изолированности в семье.
  • Родные отделены друг от друга перегородками — возможный признак проблемах в общении.
  • Младшего по возрасту брата или сестру малыш рисует крупнее себя — он «занимает много места в их жизни».
  • На рисунке нет самого маленького художника — «мне нет места» в отношениях между близкими. Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Но бывает, что даже прямое указание: «ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет: «не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях.

Манера письма

  • Частые самоисправления — первый признак повышенной тревожности.
  • Рисунок состоит из отдельных мелких штрихов — малыш как бы опасается провести решительную линию — также признак опаски.
  • Преувеличенно большие глаза с густо заштрихованными зрачками — возможно, малыш чего-то боится.
  • Многочисленные украшения, множество деталей в костюме — желание быть замеченным, тяга к внешним эффектам.
  • Слабый нажим на карандаш, не по возрасту слабая детальность рисунка — ребенок склонен к быстрому утомлению, эмоционально чувствителен, психологически неустойчив.
  • Линии не доводятся до конца, рисунок размашистый, небрежный — его автор импульсивен. Стоит обратить внимание на сильный нажим и грубые нарушения симметрии. Иногда рисунок «не помещается» на листе — признак энергии, бьющей через край, даже агрессии.
  • Все фигуры изображены очень мелко, композиция смещена к краю — малыш не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных слишком строг с ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям.
  • Символы агрессии — большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Взрослым следует разобраться, зачем ребенку понадобилась такая демонстрация своей силы.

Палитра — зеркало души

Обычно в рисунке дети используют 5-6 цветов. Более широкая палитра открывает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Более скудная говорит о негативных эмоциях в данный момент.

  • темно-синий — сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое, самоанализ;
  • зеленый — уравновешенность, независимость, упрямство, стремление к безопасности;
  • красный — сила воли, эксцентричность, агрессия, возбудимость;
  • желтый — положительные эмоции, любознательность, оптимизм;
  • фиолетовый — фантазия, интуиция;
  • коричневый — медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции;
  • черный — подавленность, протест, настоятельная потребность в изменениях;
  • серый — безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

Любовь Петрухина

Правда.Ру

{jcomments on}

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. для нас и для ребенка хорошо 🙂 я хочу задать вопрос ,это хорошо если мать бьет ребенка 9 лет , 1 года и 7 месяцев? 😕

Comments are closed.