Маленьким детям по рождению неведомы понятия добра и зла. Дергая за хвост собаку или пытаясь отстричь коту усы, они в первую очередь исследуют мир. Одни домашние питомцы это испытание снисходительно терпят, другие, возмутившись, способны дать сдачи. Как пройти этот этап без потерь с обеих сторон?

Как только ребенок научился ползать, а потом и ходить, у него появляется все больше знакомцев. Это и утки с голубями, которых он кормит булочкой, бабочки, гусеницы и божьи коровки, обнаруженные в траве, и, конечно, домашние питомцы, с которыми можно поиграть. Весь окружающий животный мир, с которым соприкасается ребенок, превращается для родителей в помощников, воспитывающих умение проявлять любовь, доброту и ответственность. Однако все эти важные качества приходят к малышу со временем. И, перефразируя известное выражение, важно, чтобы в период взросления, при съемках этого фильма ни одно живое существо, в том числе и сам ребенок, не пострадало.

Маленький экспериментатор

Знакомясь с миром, ребенок первым делом пробует его в прямом смысле слова на зуб — испытывает на прочность и возможность ответной реакции. Придавить жучка или погонять по комнате испуганного кота — все это для него обретение нового опыта. Совсем маленькие дети не вполне способны проявить эмпатию к пострадавшему существу, ведь они не в состоянии осознать, что животному может быть так же больно, как и им. Кроме того, дети путают живое с неживым — то есть часто до пяти лет им присущ так называемый детский анимизм. «Дети считают, что боли и смерти просто нет и все вокруг наделено жизнью, — говорит психотерапевт Татьяна Мизинова. — Они свободно разговаривают с неодушевленными предметами. По мере взросления любое физическое движение для них означает жизнь — так дети считают, что вода и огонь тоже живые. И лишь к пяти — семи годам появляется разделение на живое и неживое и осознание того, что живое — смертно». И понимание того, что попытка прищемить кота дверью — это не весела игра в «кто кого» и может иметь для животного серьезные последствия, приходит лишь по мере взросления ребенка.

Как же быть, видя, что ребенок заходит слишком далеко? Некоторые родители, например, для подлинной наглядности выбирают метод «зуб за зуб». Сделал больно собаке — и тебя мы тут же шлепнем в ответ. Попутно объясняя, что собачке точно так же больно и обидно. «Однако двух-, трехлетний ребенок не готов связать оба эти события, — утверждает Татьяна Мизинова. — Он расстраивается, плачет, и в результате в подсознании малыша может зафиксироваться лишь одно: за прикосновение к животному последует наказание». Безусловно, важно следить за тем, как общаются ребята и зверята, стараясь не допускать между ними конфликтов. Однако если случилось так, что животное вольно или невольно обидели, необходимо ясно и строго сказать о недопустимости такого обращения, но не травмируя ребенка и не вызывая негативных ассоциаций с животным. «Важно терпеливо снова и снова объяснять, что происходит или может произойти с животным, — напоминает Татьяна Мизинова. — Вполне можно провести параллель с тем, что ребенок пережил сам: «Ты помнишь, как тебе было больно, когда ты прижал пальчик дверью? Киса чувствует то же самое, когда ты тянешь ее за ушко. Она обидится на нас и уйдет». Применяя же так называемый «симметричный удар», то есть заставляя немедленно самому испытать то, что чувствует животное, мы не воспитаем в ребенке любви и сочувствия.

 

parents-online.ru