В этом вопросе кроме потенциала ребенка важную роль играет позиция родителей.

 

Если родителям в первую очередь важно быть «как все» или «не хуже» других, или «лучше других», то и на своего ребенка они проецируют это желание и изо всех сил ему всячески транслируют то, чтобы он старался чему-то или кому-то соответствовать. В этом случае родители основываются на сравнении с другими и стремлении быть одобренными кем-то. У детей такое поведение и отношение родителей порождает комплексы и страх не справиться с чем-либо. Хорошо, если по характеру ребенок — борец, тогда он начинает «сражаться», многого достигает. Правда, самооценка у такого борца может быть низкой и в близких отношениях ему сложно проявлять себя, любить и быть любимым. А есть другие дети, которые замыкаются в себе и ждут поддержки и любви родителей и, только получив ее, начинают куда-то стремиться, проявляют качества своей души, изучают мир и готовы учиться.

Есть более здоровая позиция родителей — быть в первую очередь помощником для ребенка в этом мире, обеспечить безопасное пространство и такие условия, в которых бы он мог реализовать свой потенциал!

Что это значит, и чем эта позиция отличается от первой?

  • Вы интересуетесь своим ребенком с внутренним настроем: «а что тебе важно?», «что ты хочешь?», «чем я могу тебе помочь?».

Это значит, что у вас нет готовых шаблонов — кем он должен быть и что он должен хотеть или делать!

  • Вы поддерживаете доверительный контакт с ребенком.

Это значит, что вы открыты для общения и готовы учиться взаимодействовать с ребенком: менять критику на вопросы и выражение чувств, исследовать форму вашей коммуникации, выделять время на общение, игру, занятия, прогулки.

  • Вы с принятием относитесь ко всем его пробам (которые находятся в разумных границах безопасности) и ошибкам.

Это значит, что если он вам говорит «хочу покататься на коньках», вы очень внимательно к этому прислушиваетесь и вы вместе обсуждаете — как и когда вам это устроить, а не отмахиваетесь в ту же минуту: «ну как-нибудь» или «ну нет…это не для тебя…».

Это значит, что когда ребенок ошибается, вы даете ему право на эту ошибку, относитесь к этому с уважением и терпением.

  • Когда вы видите, что у него получается что-то особенно хорошо, создаете условия для реализации данного вида деятельности ребенка.

Это значит, что вы внимательны к проявлениям своего ребенка, умеет вовремя оценить и поддержать его старания и маленькие успехи, из которых складываются великие дела в будущем!

Это значит, что вы готовы выделить время и средства на занятия в кружке или студии, посвятить час (а то и меньше) в день совместным занятиям дома или любым другим способом организовать ребенку необходимые и желательные условия для деятельности, которая ему нравится.

  • Важно, также, чтобы у ребенка было свое личное свободное время, когда его никто не трогает и не дергает. Тогда у него будет возможность побыть наедине со своими мыслями и чувствами, со своими желаниями, он сможет сам решать, что ему интересно и важно сделать в настоящий момент.

Это значит, что вы умеете отпускать контроль и заниматься своими делами, даже если ребенок находится с вами в одном пространстве.

  • Если вы замечаете, что пункты 1-5 вам выполнить не удается, обращаетесь к психологу (индивидуальные консультации или тренинги).

Это значит, что вы готовы взять на себя ответственность за свой личностный рост, осознавая, что в этом есть основа развития и вашего ребенка.

При искреннем интересе и поддержке родителей ребенок растет более здоровым, успешным и уверенным в себе. В поле такого взаимодействия легко и радостно открываться новым возможностям, постигать знания и проявлять свою индивидуальность.

Успехов и развития вам!

Олеся Шумкова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here