Во-первых, ни в коем случае не надо пытаться обрывать, подавлять повышенную двигательную активность. Тактика должна быть иной — дать ей выход, направить в нужное русло. В режиме дня следует предусмотреть утреннюю зарядку, соответствующие возрасту подвижные игры на воздухе или длительные (до небольшой усталости) прогулки. Особенно полезны игры, которые одновременно с физической разрядкой, развивают внимание. Ведь именно дефект внимания является основным в структуре синдрома гиперактивности. Все эти физические усилия снимут излишнюю мышечную и нервную активность, что позволит ребенку в течение дня спокойно заниматься учебой и прочими делами. 

 
Если же ребенок плохо спит ночью, желательно перенести эти физические упражнения ближе ко сну. Хорошие результаты дает и классический массаж. Его простейшие приемы, которыми вы вполне можете овладеть самостоятельно, — растирание в сочетании с поглаживанием — уменьшают частоту пульса и понижает возбудимость нервной системы. 
 
Школьнику обязательно нужно предоставить возможность расходовать свою излишнюю энергию в какой-нибудь спортивной секции по его вкусу. Самыми полезными будут командные виды спорта: футбол, хоккей, волейбол, баскетбол и проч. Командные игры учат не только соблюдать правила и контролировать себя, но и взаимодействовать с другими игроками. А именно умения взаимодействовать со сверстниками часто не хватает гиперактивным детям. 
 
Во-вторых, у гиперактивного ребенка, как ни странно, могут проявиться выраженные способности к определенному роду деятельности — к музыке, математике, технике, игре в шахматы. Эту особенность следует использовать, предоставив ребенку возможность заниматься любимым делом. 
 
В-третьих, педагогу следует отнестись к гиперактивному ребенку с особым вниманием. Чрезмерно активного ученика лучше посадить на одну из первых парт, чаще вызывать для ответа и разнообразных поручений (что-то принести или подать учителю, помочь собрать дневники, тетради, вытереть доску и т. д.). Словом, давать возможность «разрядиться». Это будет незаметно для одноклассников и поможет школьнику высидеть урок, не нарушая дисциплины. Внимательный педагог найдет множество таких приемов. 
Конечно, не следует воспринимать эти советы как универсальный рецепт для всех. Слишком своеобразен каждый ребенок, тем более — нервный, чтобы к любому можно было подойти с одной меркой. Это лишь общая схема. А конкретные советы надо получить у профессионального невропатолога или психоневролога. 
 
www.passion.ru